В рекламе лекарственных средств есть своя специфика, как с точки зрения законодательства о рекламе, так и конкурентного законодательства. Здесь переплетаются интересы фармацевтических компаний-производителей, дистрибьюторов лекарственных средств и информационные потребности специалистов (фармацевтов и врачей) и потребителей.
Вследствие жизненной важности (как и возможной опасности) лекарственных средств, правила содержания и формы рекламных сообщений во всем мире созданы особо тщательно, ведь на кону здоровье, а то и жизнь человека. Поэтому АМКУ с большой пристальностью должен следить за недобросовестностью рекламы вышеуказанных. Однако последний предложил запретить рекламу лекарственных средств как таковую. Реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена практически во всех странах Европы, кроме Турции. Мы не можем говорить, что наследуем пример Европейского Союза, запрещая рекламу лекарств.
Численность дел по пресечению вводящей в заблуждение рекламы лекарственных средств увеличивается, и АМКУ в свою очередь считает, что лучшим выходом из положения будет полный запрет их рекламы. Так может логичным был бы запрет самих лекарственных средств? Уж больно много проблем с ними – показания, противопоказания, побочные эффекты, предостережения. А в рамках борьбы с недобросовестной конкуренцией – долой конкуренцию! Back in USSR!

В рекламе лекарственных средств есть своя специфика, как с точки зрения законодательства о рекламе, так и конкурентного законодательства. Здесь переплетаются интересы фармацевтических компаний-производителей, дистрибьюторов лекарственных средств и информационные потребности специалистов (фармацевтов и врачей) и потребителей.
Вследствие жизненной важности (как и возможной опасности) лекарственных средств, правила содержания и формы рекламных сообщений во всем мире созданы особо тщательно, ведь на кону здоровье, а то и жизнь человека. Поэтому АМКУ с большой пристальностью должен следить за недобросовестностью рекламы вышеуказанных. Однако последний предложил запретить рекламу лекарственных средств как таковую. Реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена практически во всех странах Европы, кроме Турции. Мы не можем говорить, что наследуем пример Европейского Союза, запрещая рекламу лекарств.
Численность дел по пресечению вводящей в заблуждение рекламы лекарственных средств увеличивается, и АМКУ в свою очередь считает, что лучшим выходом из положения будет полный запрет их рекламы. Так может логичным был бы запрет самих лекарственных средств? Уж больно много проблем с ними – показания, противопоказания, побочные эффекты, предостережения. А в рамках борьбы с недобросовестной конкуренцией – долой конкуренцию! Back in USSR!
Потребитель имеет право на информацию, а запрет рекламы является нарушением конституционных прав украинцев на информацию. Законопроекты, призванные «защитить» потребителя от недобросовестной медицинской рекламы, могут спровоцировать рост цен на медикаменты и приостановить разработку новых лекарств в Украине, поскольку не будет механизма их запуска на рынок.
Кроме того, есть опасения, что рекламные бюджеты будут потрачены на прямую стимуляцию продаж через провизоров и врачей, таким образом, проблема самолечения решена не будет, а возможность общаться с потребителем будет утеряна.
Если таки реклама лекарственных препаратов окажется запрещенной, то под ударом окажется и медиаиндустрия. В 2010 году фармацевты были одними из топовых рекламодателей на ТВ, показатель SOV рекламы лекарственных препаратов на ТВ составил 13,07%. В 2011 этот показатель вырос еще больше – 14,72%. В числе пострадавших окажется и радио, которое потеряет около 10% доходов, которые им приносит реклама лекарств. А ведь эти средства идут на покупку новых программ и зарплаты сотрудников.
То есть, на сегодняшний день, гораздо важнее уделить внимание качеству оценки недобросовестной рекламы. Здесь необходимо привлекать экспертов – специалистов в данной сфере. На данный же момент единых четких критериев и указаний для оценки рекламы лекарственных средств как недобросовестной нет.
К примеру, исходя из ст. 151 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции», информация, которая вводит в заблуждение, – сообщение неточных, неправдивых сведений о товаре, в частности, вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлия¬ли или могут повлиять на намерения относительно приобретения этого товара. Информацией, вводящей в заблуждение, являются, в частности, сведения, которые содержат неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара, производителя, о потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках и т.п.
Неточность или неясность формулировок при желании можно найти в любом рекламном сообщении. Суждения являются оценочными, не содержащими нормативно определенных критериев для оценки информации как неправдивой. Вывод об объективности делаем сами.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что бороться с действительно недобросовестной рекламой лекарственных средств важно и необходимо, но стоит установить единые для всех прозрачные правила, четкие критерии и границы допустимого, тем самым предупреждая проявления недобросовестности как со стороны участников рынка, так и контролирующих органов в сфере рекламы. Полный же запрет рекламы лекарственных средств является неоправданно радикальным и не является необходимой мерой в силу того, что рекламный рынок в Украине пока окончательно не вернулся к докризисным показателям, а также потому что это не позволит потребителям узнать об инновациях новых безрецептурных препаратов.

Татьяна Попова, генеральный директор рекламной группы МЕХ

от en

Добавить комментарий