Футболки стали настолько привычным предметом гардероба, что иногда кажется – они были всегда. Но и у нее есть своя история. Относительно короткая, но весьма интересная.
Футболка, как и достаточно многие элементы одежды пришли в повседневный гардероб из военного обмундирования. Американские моряки надевали футболки под комбинезоны. Такое белье было намного удобнее рубашек – они не цеплялись рукавами во время работы, в них было не так жарко. 1913 год считается первым официальным упоминанием футболки, так что ей чуть больше ста лет.
Прототипы современных футболок появились еще в XIX веке. Прародителем футболки можно считать исподний комбинезон из фланели, запатентованный в 1868 году, который носили американские рабочие. Зимой он замечательно защищал от холода, но вот летом в нем было невозможно жарко. Кому-то пришла в голову мысль разделить верх и низ комбинезона и появился предшественник футболки. В 1904 году компания Cooper Underwear начала раскручивать новый вид нижнего белья, которое можно надеть через голову. В основу рекламы лег слоган «Ни булавок, ни пуговиц — никаких иголок и никаких ниток!» Компания утверждала, что создала нижнее белье, которое не придется чинить, ведь у нее нет никаких лишних элементов, и позиционировало товар, в первую очередь, на холостяков.
Не прошло и десятка лет и удобная, легко стирающаяся и быстро сохнущая, приятно прилегающая к телу футболка попала в военно-морской флот США. Здесь её по-прежнему носили под формой или робой, как нижнее белье, но на тихоокеанских судах в жару ее начали носить и как верхнюю одежду.
В годы Первой мировой войны футболка попала и в гардеробы солдат. В период между мировыми войнами в футболках можно было увидеть фермеров и шахтеров, фабричных рабочих и горняков. В этот период как раз активно стала развиваться трикотажная промышленность, что способствовало развитию «T-shirt» – T-образной рубашки, как называли футболку в Соединенных Штатах. Так же в 1920-е годы это слово впервые появилось в словаре, и даже в литературе (роман «По ту сторону рая» Френсиса Скотта Фицжеральда).
Русскоязычное название «футболка» этот предмет одежды получил в СССР. Одежда получила широкое использование в первую очередь в спорте и стала не просто элементом футбольной формы, но культовой вещью как для игроков, так и для болельщиков.
Во время Второй мировой футболки были частью солдатской униформы морпехов, а потом и остальных солдат. В 1940-е годы футболки начали носить студенты американских ВУЗов, хотя старшее поколение по-прежнему воспринимало их исключительно как предмет нижнего белья и надевали только под рубашку либо для занятий спортом или физическим трудом. По окончании войны, солдаты забрали футболки на гражданку и начали носить их как повседневную одежду.
Переломным моментом в истории футболок стали 50-е годы, не без участия Голливуда. В 1951 году в фильме “Трамвай “Желание” герой Марлона Брандо появился в кадре в обтягивающей белой футболке. А окончательно закрепил успех фильмы “Дикарь”, с Брандо в главной роли, и “Бунтарь без причины” с еще одним голливудским красавчиком – Джеймсом Дином. Прекрасный пол сходил с ума безупречного вида актеров, а сильный – от преимуществ такого простого предмета одежды.
В эти же годы стали начинает развиваться и печать на футболках. Компания Tropic Togs купила у Disney эксклюзивные права на футболки с изображением Микки Мауса и его друзей. Эта новинка произвела фурор. Хотя первые принты появились еще раньше. Считается, что первая принтованная футболка появилась в рамках рекламной кампании к фильму «Волшебник из страны Оз» 1939 года. А первая футболка с принтом, запечатленная на фото, засветилась на обложке журнала Life 13 июля 1942 года. Это была футболка школы стрельбы Air Corps.
Настоящий бум одежды с принтами пришелся на 1960-е годы. Тогда начали выходить футболки с символикой рок-групп, подхватили волну и активисты политической и социальной пропагандой. Свой вклад внесли и хиппи, которые раскрашивали футболки в технике tie-dye – связывали узлом и наносили яркие краски, в результате чего получался психоделический узор. К концу десятилетия футболка стала средством самовыражения и даже предметом искусства. Появились футболки с портретами известных людей, различными надписями, шутками и т.д. Некоторые из них до сих пор не теряют популярности, например, футболки “Kiss me, I’m Irish” ко Дню Святого Патрика и тому подобные.
В 1970-е футболка стала общепризнанной повседневной одеждой, которую носили с шортами или джинсами. А после того, как в 1984 году в сериале «Полиция Майами» герой Дона Джонсона Сонни Крокетт появился в кадре в футболке с жакетом, любые рамки были сняты и футболка стала отличным комплектом практически к любой одежде.
В наши дни можно найти футболку на любой вкус и цвет, от недорогих и сдержанных вариантов до дизайнерских, стоимость которых исчисляется в тысячах долларов.
За последние десятилетия XX века получил развитие целый ряд технологий позволяющих нанести изображение на футболку. Распространение получили различные технологии печати, которые позволяют наносить изображение как на различные виды тканей, так и на готовые изделия. Способы печати на футболках позволяют наносить принты стойкие к последующим стиркам, рациональные по стоимости при изготовлении единичных и малотиражных изделий.
Благодаря развитию полиграфических технологий футболки практически неотъемлемым элементом всех крупных массовых мероприятиях (фестивали, соревнования, конференции и т.п.), масштабных рекламных кампаниях и социально-политических движений. Кроме того, доступность методов нанесения позволяет широкому кругу потребителей изготовить единичную футболку с уникальным принтом для себя лично или на подарок.