Украинское правительство решило запретить использование образа врача в рекламе. Правда, запрет этот давно действует, а эффективность его довольно сомнительна.

На прошлой неделе Министерство юстиции обнародовало ориентировочный план законопроектных работ на 2011 год. Среди прочего в этом плане есть любопытный пункт: до октября Минэкономразвития должно рассмотреть вопрос об установлении на законодательном уровне запрета использования образа врача в рекламе. Но загвоздка в том, что эта норма уже зафиксирована в действующем законе о рекламе. Причем этот закон, к примеру, запрещает использовать в рекламе лекарств изображений или упоминаний имен популярных героев (включая героев кинофильмов и мультиков), либо же использовать в рекламе благодарные письма с рассказами о благотворном действии тех или иных препаратов. Но чтобы понять, как эти нормы выполняются, достаточно развернуть любую газету или посмотреть блок телевизионной рекламы. Между тем, чиновники подчеркивают: украинцы больше верят телевидению, чем врачу. Но действовать все равно предпочитают декларативными методами.

Украинское правительство решило запретить использование образа врача в рекламе. Правда, запрет этот давно действует, а эффективность его довольно сомнительна.

На прошлой неделе Министерство юстиции обнародовало ориентировочный план законопроектных работ на 2011 год. Среди прочего в этом плане есть любопытный пункт: до октября Минэкономразвития должно рассмотреть вопрос об установлении на законодательном уровне запрета использования образа врача в рекламе. Но загвоздка в том, что эта норма уже зафиксирована в действующем законе о рекламе. Причем этот закон, к примеру, запрещает использовать в рекламе лекарств изображений или упоминаний имен популярных героев (включая героев кинофильмов и мультиков), либо же использовать в рекламе благодарные письма с рассказами о благотворном действии тех или иных препаратов. Но чтобы понять, как эти нормы выполняются, достаточно развернуть любую газету или посмотреть блок телевизионной рекламы. Между тем, чиновники подчеркивают: украинцы больше верят телевидению, чем врачу. Но действовать все равно предпочитают декларативными методами.
Борьба с рекламой лекарственных средств в последнее время превратилась в одну из главных забот отечественного Минздрава. Даже на последней пресс-конференции министра Александра Анищенко, посвященной реформе системы здравоохранения в стране, самые громкие заявления касались запрета рекламы лекарств. Министр тогда заявил: «Надо запретить рекламу  медпрепаратов, потому что человек внушаемое существо и он иногда сам в себе ищет симптомы, характерные для того или иного заболевания и занимается самолечением».
Еще в апреле этого года парламент принял законопроект, обязывающий на рекламе лекарственных средств размещать предупреждение «Самолечение может причинить вред вашему здоровью». Причем оно должно занимать не менее 15% объема всей рекламы.
Между тем, в парламенте уже лежит законопроект, который вообще запрещает рекламу лекарственных препаратов. Глава Государственной службы Украины по лекарственным средствам Алексей Соловьев рассказал «Комментариям», что рекламировать лекарственные препараты если и стоит, то только в специальных изданиях для врачей. «Чтобы они в определенной степени расширяли свой кругозор в отношении тех препаратов, которые недавно появились на рынке. Возможно, они более инновационные, более эффективные, более безопасные в плане оказания медицинской помощи пациенту», – считает Соловьев. А говорить об эффективности запрета на использование образа врача глава Гослекслужбы считает нецелесообразным, ведь закон о запрете лекарственных средств уже прошел первое чтение в парламенте. И Соловьев надеется, что этот закон будет окончательно принят уже в апреле.
Но эксперты рекламного рынка читают, что любые запреты в этой областы неэффективны. Так, креативный директор рекламного агентства Tabasco Александр Смирнов в интервью «Комментариям» отметил: «Проблема заключается не столько в образе доктора в рекламе, сколько в ответственности фармацевтических компаний и медицинской системы страны в целом, которые приучают потребителя к самолечению. Реклама может стимулировать самолечение, но реформировать в первую очередь нужно не рекламу, а систему здравоохранения». Между тем, аналитик консалтинговой компании «МедТех» Евгения Голованская отмечает, что зависимость украинцев от лекарственных препаратов стала бичом современной отечественной медицины – порядка четверти граждан безосновательно злоупотребляют таблетками, пилюлями или каплями.
Александр Смирнов категоричен: «Хотите, чтобы в стране стало меньше самолечения, начните с жесткого контроля фармацевтов, ограничив количество предлагаемых препаратов, которые являются одним и тем же, только в разных упаковках. Притом, от одного и того же производителя. Перестаньте называть платную медицину бесплатной, установите ответственность врача за лечение пациента, внедрите систему выписки препаратов при больницах».
Интересно, что в Европе реклама медпрепаратов не запрещена, а в США разрешено рекламировать даже рецептурные средства. В Украине же запрет рекламы лекарственных средств может привести к тому, что она просто изменит форму. Эксперты не исключают, что, к примеру, фармпроизводители еще более активно начнут работать напрямую с докторами, чтобы те выписывали «нужные» препараты. А еще реклама просто может «уйти в интернет».
Недаром Алексей Соловьев отмечает: «Убрать из рекламы дядю в халате – это лечение симптомов, а не причин болезни». 

от en

Добавить комментарий