Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О рекламе», уточнив термин «специализированные издания», в которых разрешается реклама алкоголя и табака. Об этом сообщает информационное управление ВР.Проект закона N5316 предлагается запретить рекламу алкогольных напитков и табачных изделий во всех печатных средствах массовой информации, кроме «специализированных изданий», предназначенных для лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий, а также ввести особый порядок государственной регистрации этих изданий и установить особые правила рекламирования в них некоторых товаров. Так, в свидетельстве о государственной регистрации печатного средства массовой информации, которое считается специализированным изданием, должны содержаться данные относительно особенностей целевого назначения, определена специальная категория читателей (потребителей продукции печатных средств массовой информации) и/или специальная тематическая направленность.
Наличие в свидетельстве указанных данных, в совокупности или каждого в отдельности, в зависимости от требований данного закона, является основанием для распространения на соответствующие печатные средства массовой информации действия положений, которые устанавливают особые правила рекламирования некоторых видов товаров в специализированных изданиях. Продукция печатных средств массовой информации, которые для целей настоящего закона считаются специализированными изданиями, что содержит рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, может распространяться только при условии непрозрачной упаковки и при наличии на упаковке специального сообщения «продукция содержит рекламу алкогольных напитков и/или табачных изделий.
Дополнительные ограничения отразятся прежде всего на мужском глянце, отмечают участники рынка. «Все мужские издания перерегистрировались как специализированные, чтобы иметь возможность размещать рекламу алкогольных напитков»,- говорит генеральный директор ИД Hachette Philipacchi Shkulev (журнал Maxim) Сергей Мирошниченко.
Продажа изданий в непрозрачной упаковке потребует от издательских домов дополнительных затрат, отмечают в компаниях. «Теоретически издатели могут продублировать обложку издания на его упаковке. Но сколько это будет стоить, пока подсчитать сложно. В этом случае издательства постараются учесть затраты в стоимости журнала»,- отмечает господин Мирошниченко. Полностью закрыть обложку глянцевые издания не смогут. «Продажи глянцевой прессы на 65-70% зависят от обложки. Если она не будет видна читателю, уровень продаж может значительно снизиться»,- говорит замдиректора ИД Burda (издает Playboy) Андрей Вдовиченко. По его словам, реклама табака и алкоголя приносит от 40% до 50% оборота мужским изданиям. «Если компании не придумают способ сохранить бюджеты этих рекламодателей, сегмент может потерять 10-15 млн грн в год»,- говорит господин Вдовиченко.
Часть рекламных бюджетов табачных и алкогольных компаний даже в случае введения ограничений издатели могли бы сохранить за счет продажи спонсорских пакетов, говорили ранее издатели. «Насколько я понимаю, размещать название компании British American Tobacco можно, а Pall Mall — нельзя»,- говорила заместитель председателя правления ИД «Картель» Ольга Лебедева. Правда, сами рекламодатели предпочитают не рисковать.
Напомним, Законом Украины «О рекламе» уже запрещена реклама табачных изделий на радио, телевидении, средствами внутренней и внешней рекламы, на транспорте, в печатных СМИ, спонсирование каких-либо мероприятий с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются табачные изделия.
Напомним также, 5 октября 2010 года стало известно, что Комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова рекомендовал принять законопроект N5164 за основу в первом чтении. Документ предусматривает введение запрета рекламы спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий, в частности, размещение любой информации о табачных изделиях, даже непосредственно в местах продажи и на упаковке сигарет.