В создании пресс-релиза перед специалистом стоит две задачи: получить максимальное распространение материала и получить положительное упоминание о компании.
Каким должен быть заголовок, какой оптимальный объем для текста, как построить пресс-релиз по правилу «перевернутой пирамиды», какой должна быть языковая стилистика и т.п. Всю эту информацию можно без труда найти. Но помимо классических канонов, есть несколько секретов, помогающих повысить эффективность пресс-релиза в разы.
Соблюдение всех классических правил при подготовке пресс-релиза, не дает абсолютно никаких гарантий, что ваша работа будет воспринята журналистской братией и опубликована в СМИ.
Большинство пресс-релизов, по мнению самих журналистов, похожи друг на друга как волки на собак. Они скучны и неактуальны. Как же выделиться и завоевать симпатию «акул пера»? Это просто. Если вы последуете хотя бы одному из нижеприведенных советов, ваши шансы на публикацию увеличатся вдвое.
Совет первый. Начните с сильного сценария. От большинства корпоративных пресс-релизов хочется зевать. Не потому что они рассказывают все примерно об одном и том же: компания А купила компанию B, или компания С выпустила новый продукт. А потому что написаны они шаблонно и уныло.
Совет второй. Захватите внимание читателя уже с заголовка. Мучайтесь до тех пор, пока не придумаете мощный и эффективный вариант. Удачное название пресс-релиза – 80% того, что ваш текст прочтут дальше. Более того, вы можете менять заголовок для каждого конкретного издания с учетом его специфики. Почему-то это редко практикуется, но это эффективно.
Если вы давно работаете со СМИ, тогда вы прекрасно знаете, что есть издания качественные, массовые и таблоидные. У каждого из них существует свой стиль подачи новостей. Вот как написали в начале января об утечке химикатов в США два разных печатных издания. «Ведомости» озаглавили свой материал нейтрально – «Почти 800 человек пострадали из-за утечки химикатов в США». А «Московский комсомолец», относящийся к разряду массовых изданий, подал новость более эмоционально – «У американцев из крана потек яд».
Меняйте заголовок для разных изданий. Хотя бы разделите их на группы и отправьте каждой из них свой вариант пресс-релиза.
Совет третий. Написание пресс-релиза должно быть похоже на написание маленькой истории. Вплетите в него элемент драмы, создайте некий конфликт.Драматический элемент удерживает внимание эмоциональной подачей. Конечно, использование этого элемента требует опыта и вкуса, чтобы не вызвать желтый призрак таблоидов и не отпугнуть серьезного читателя.
Например, если в пресс-релизе идет речь о поставке нового оборудования в детскую клиническую больницу, расскажите историю болезни одного из детей, опишите как это оборудование может ему помочь справиться со злым недугом и как он вместе с родителями ждет реализации этих технологий в их больнице.
Или вот пример из реальной практики. Компания Unitellerобъявила об установке на улице Новый Арбат терминалов с возможностью оплаты за парковку автомобилей международными пластиковыми картами. Вот как они описывают свою «маленькую драму»:
«Не раз и не два водители попадали в ситуацию, когда паркомат не «считывает» или не принимает купюры определенного номинала. Из сложившейся ситуации все выходят по-разному – в меру своего темперамента или спортивной подготовки. Можно стоять возле упрямого агрегата в ожидании спасителя с разменными банкнотами, или бегать по окрестным торговым точкам, где каждый продавец с подозрением осмотрит вас и скажет, что он только что сдал выручку».
Ну и далее идет речь об их терминалах, установленных на всех парковочных площадках и спасающих водителей от массы ненужных хлопот.
Совет четвертый. Синхронизируйте Ваш пресс-релиз с текущей повесткой дня. Если сегодня модно говорить об инновационном развитии экономики, напишите о том, как Ваш продукт или услуга решает эту проблему.
Совет пятый. Используйте юмор. Конечно там, где это уместно. Во-первых, журналисты и аудитория их изданий тоже люди, они с радостью прочитают материал, который так или иначе преподнесен с юмором. В-вторых, юмор помогает pr-специалистам выйти из самых сложных, даже кризисных, ситуаций.
Совет шестой. Отойдите от стандартной композиции пресс-релиза и дополните его новыми элементами. Это позволит вашей работе запомниться, а значит вызвать интерес. Например, попробуйте в конце пресс-релиза, отдельно от основного текста, написать краткую историю, которая предшествовала выпуску вашего продукта или услуги. Или подкрепите ваш основной тезис, изложенный в материале, высказыванием третьего независимого лица. Да, вы частично выполните работу самого журналиста, но тем самым ваш пресс-релиз сразу перейдет в разряд почти журналистского материала, с признаками аналитики.
Это лишь несколько идей как сделать ваш пресс-релиз эффективным.
Вы можете сами придумывать новые способы повышения интереса к вашим материалам. В любом случае, принося долю творчества в написание пресс-релиза, вы не только повышаете шансы его публикации и тем самым усиливаете позитивный имидж вашей компании, но и избавляете себя от весьма рутинного и скучного занятия как написание пресс-релиза шаблонного формата.