Евгений Лавриненко

(новелла, из жизни рекламного агентства)

Часто людям кажется: если бы «я мог как мой коллега быть лицемерным» или «как сосед хитропродуманным», то тогда «у меня бы все складывалось успешно». Поверьте, это абсолютное заблуждение. Не только рожденный ползать летать не способен, но и обреченный на парение — пластун посредственный!

А для тех, кто сомневается в моем утверждении поведаю одну забавную историю.

Где-то в конце 90-х один из наших клиентов (рекламного агентства «J***») начал выходить на республиканский рынок. Нужно заметить, что с маркетологом этой компании у моего партнера по бизнесу были на редкость дружеские отношения. Обычно мы, рекламисты не имеющие высоких покровителей, выезжали исключительно своими мозгами, но тут случай был особый. То ли Витек учился с этой барышней, то ли его жена была ее однокашницей, подробностей не помню, но общались они очень по-свойски.
Как-то звонит мне напарник:
— Серый, наша «С***» (компания) на всю страну рекламироваться собралась. Нужны предложения по размещению.
— Это конкретика или «воздух» очередной?
— Конкретней не бывает! Копай!
— Витюня, ты же знаешь сколько я такого накопал, а выхлоп — явно оставляет желать лучшего! Короче, если это серьезно, то пусть заявят бюджет какой-то. Обозначат тему, чтоб я как-то в аудиторию целился. А то как всегда — «Жора, жарь рыбу…»
— Не ворчи, все будет, урезонил коллега, — Я завтра планирую к ним в офис наведаться. Так что формируй вопросы, которые я должен задать. Буду пытать с пристрастием.
Через пару дней Витек звонил уже немного в другой тональности:
— Все ответы: бюджет, аудитория и прочий «фарш» лови на почту. Но есть две новости. Как обычно — нехорошая и плохая. Заказ этот не такая легкая добыча, как я думал. Будет конкурс медиа-планов…
— То же мне страсти! Я все выдаю по тарифам ТВ и журналов. Мы, как порядочные, на скидках прокатимся. Их есть у меня!
— Ну, ты ж плохую не услышал. Против нас агентство «Б***»! Как ты знаешь они не вчера отпечатанные. А по имеющимся данным — они немножечко так медиа-байеры. Так что на скидках кататься, в данном случае, — жирно. Борьба будет — кто от действующих тарифов больше скидку даст.
— Однако! Сдается мне, у тебя постоянного клиента из стойла уводят. Средь бела дня. И какого?! А где твой хваленый блат?
— Расстроился?
— Спрашиваешь?!
— Но есть у меня и «пряник», лукаво продолжил Витек, — Я тут с Юлей пошептался. Надеюсь завтра смогу выслать тебе вражеский медиа-план.
— Ого! Да ты крут!
— Спасибо, конечно! Но ты главное скажи: победить сможешь?
— Так в корне все меняется! Сейчас начну утюжить медиа-байеров, а когда получу план, свой рихтану как следует. Бюджет приличный. О серьезном наваре можно забыть, но на объеме, даже если что-то «в ноль» уступим, копеечку заработаем.
Получив меда-план конкурентов, я заметил, что не смотря на стратегическую атаку на клиента, они совсем «задарма» размещать рекламу не собирались. Так что нарисовать более выгодное предложение труда не составило. Тем более, что я шел от идеи попадания в целевую аудиторию, а соперники явно старались продать то, что у них залежалось, тупо удивляя скидками.

Настал день «Д» и час «Ч», когда представители конкурирующих рекламных агентств должны были предстать перед президентом «С***» и защитить свои проекты. Меня интриговало — кто будет представлять «Б***». Ожидал увидеть кого-то из знакомых коллег. Мир-то тесен. А уж формирующийся рекламный мир тех лет был и вовсе с овчинку. Волновал меня лишь один вопрос: не изменят ли они к презентации медиа-план. Да еще покусывала совесть. Вроде как с инсайдерской информацией — любой дурак тендер выиграть может. Утешал себя как мог тем, что обычно все случалось с точностью до наоборот, и мы хоть когда-то должны вкусить победу по блату.
Мы с Витьком были более чем пунктуальны. Успели пошептаться с маркетологом Юленькой за чашечкой кофе, соперники задерживались. Я уже что-то язвил по этому поводу, но вот они огорчили своим появлением. К моему великому сожалению, я не увидел знакомы лица, да и вообще, я этих явно глупых блондинок больше никогда не видел и имен их не слышал. Моя саркастичная фраза адресованная Витьку, что дамы не могли не задержаться так как ехали через салон красоты — была последней «шпилькой». И начало становиться неудобно. С кем тут соперничать? Девушки могли и в парикмахерской медиа-план забыть. Простительно. Совесть грызнула основательно: «Взрослый дядя отнимает у деток конфетку.»
В процессе представления наших разработок мои первые впечатления только подтверждались. Нет, ну барышни, конечно, знали довольно много терминов, но единственное, что они делали качественно — это улыбались и хлопали ресницами. Мы хоть и говорили об одном, но было ощущение беседы профессора математики с первоклашкой, когда первый старался излагать доступней, а последний получал удовольствие от каждого выговоренного сложного слова, плохо понимая его значение. Очень хотелось, чтобы спектакль скорей закончился и мы перешли к вопросам уточнения календарного плана, заключения договора и другим практическим вещам.
Мной было озвучен ряд веских аргументов (под одобрительные взгляды моего партнера и маркетолога фирмы), что-то неопределенное и достаточно удаленное от компетентности рассказали оппонентки, и спектакль подошел к концу. Улыбающийся президент взял слово для подведения итогов.
К такой кульминации мы категорически готовы не были. Неся какую-то помпезную ахинею, президент признал более дорогой и менее эффективный план наших конкурентов — выигравшим!.. Пожелав нам в чем-то совершенствоваться…

Вместо ожидаемого после конкурса совещания с маркетологом по дальнейшим действиям, состоялся скомканный диалог:
— Даже не знаю, что сказать, — растеряно пожимала плечами Юлия.
— Да что тут скажешь…
При этом совершенно непонятно было: на какое такое совещание с президентом задержались блондинки у него в кабинете? Шеф, вообще-то, совершенно не занимался деталями таких специфических вопросов. Строго говоря, он выслушивал аргументы подчиненных и утверждал бюджеты. Все! Обычно без всяких приглашений потенциальных там подрядчиков.
За несколько лет сотрудничества с этой компанией мы его видели-то первый раз… Впрочем, и последний.

Обратно мы с Витьком шли все больше молча.
Иногда вырывались восклицания:
— Нет, ну такого я не ожидал никак!

— Блин, ну куда нам против блондинок!!

— Ну, какие циники эти «Б***»!!! Они ж тупо просчитали нас заранее и сделали как пацанов!
— Именно «как пацанов»!!
Вечером, за рюмкой антидепрессанта мы с Витьком пришли к выводу, что ежли у тебя нет «волосатой руки», то и будешь всю жизнь зарабатывать исключительно мозгами или горбом, а попытки «зайти с черного хода» заранее обречены, ибо пока ты становишься специалистом в своем деле, кто-то совершенствуется в способах тебя обходить. А любые «хитрые хитрости» и попытки нечестно конкурировать способна пресечь любая блондинка, и одним только левым глазом!

Евгений Лавриненко

от en

Добавить комментарий